Лебедев, Виктор Григорьевич

Ви́ктор Григо́рьевич Ле́бедев (19 ноября 1901, Москва — 10 января 1979, Москва) — советский военачальник, гвардии генерал-майор танковых войск (1943). В Великую Отечественную войну командовал танковыми бригадами. В 1945—1953 годах — начальник кафедры в Московском автомеханическом институте.

Виктор Григорьевич Лебедев
Лебедев Виктор Григорьевич 1944 год.jpg
Дата рождения 19 ноября 1901(1901-11-19)
Место рождения Москва, Россия
Дата смерти 10 января 1979(1979-01-10) (77 лет)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск бронетанковые войска
Годы службы 19181953
Звание
Командовал танковой бригадой,
автомобильной бригадой
Сражения/войны Гражданская война в России,
Советско-финская война (1939—1940),
Великая Отечественная война
Награды и премии
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
SU Order of Suvorov 2nd class ribbon.svg SU Order of Suvorov 2nd class ribbon.svg Медаль «За оборону Ленинграда»

Биография

Родился в Москве 19 ноября 1901 г. Детство прошло в деревне Терехунь Серпуховского уезда Московской губернии. Отец столяр-краснодеревщик. Мать белошвейка.

В революционные годы

В 1917 году — юнга на линкоре «Гангут» (переименованного в 1925 году в «Октябрьскую революцию»). Участник Петроградских и Московских революционных событий октября — ноября 1917 года. В конце 1918 года добровольцем вступил в Красную армию. В Гражданскую войну воевал на Восточном и Туркестанском фронтах.

Межвоенный период

В мирное время получал военное образование. Один из пионеров бронетанковых войск. Командовал танковой ротой, танковым батальоном. Участник Советско-финской войны (1939—1940). Отличился при прорыве линии Маннергейма, первым применив танковые пушки для расстрела бетонных противотанковых надолбов.

В годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны — майор, командир 49-го танкового полка 24-й танковой дивизии Ленинградского военного округа. Участвовал в боях на Лужском оборонительном рубеже, на Невской Дубровке. В феврале 1942 года полковник. Назначен командиром 87-й танковой бригады. 14 марта 1942 года ему поручено организовать танковую колонну создаваемую на средства Фонда обороны из добровольцев Южного Урала и рабочих Челябинского тракторного завода. Колонна получила название 96-я танковая бригада им. Челябинского комсомола. В конце июня того же года она получила боевое крещение под Воронежем.

8 января 1943 года В. Г. Лебедеву присвоено звание генерал-майор.

96-я танковая бригада приняла участие в составе 18-й стрелкового корпуса в Острогожско-Россошанской операции и в качестве отдельной танковой бригады в Воронежско-Касторненской операции (см. карту).

На завершающем этапе последней, 9 февраля 1943 года, после тяжёлых боев остатки танковой бригады в составе 228 человек и 8 танков перекрыли дорогу у д. Пузачи Курской области отступающей от пос. Горшечное 13-тысячной колонны разбитой 2-й полевой армии и, используя условия сильной метели, удерживали врага почти в течение трех суток (9, 10 и 11-го февраля)[1]. При обороне деревни было уничтожено около 6 тысяч немцев, а две тысячи, с помощь подошедших частей 38-й армии, взяты в плен[2]. В мае 1943 года 96-я ОТБр вошла в состав 6-й гвардейской армии генерала Чистякова Ивана Михайловича и готовилась к Курской битве.

 
Генерал В. Г. Лебедев, зам. командира 6-го танкового корпуса (слева), и полковник Н. В. Моргунов, командир 22-й танковой бригады (справа)

Современные исследователи[3][4] всё более склоняются к мысли, что в Курской битве 1943 г. на Белгородско-Курском направлении сама Прохоровка изначально была целью наступления (см. карту).

Для её захвата главный удар наносился правым флангом 2-го танкового корпуса. Перед дивизией этого корпуса «Мёртвая Голова» ставилась задача, рассечь советский фронт на стыке 6-й гвардейской армии генерала Чистякова и 7-й гвардейской армии генерала Шумилова, захватить переправы через р. Липовый Донец и двинуться на север по железной дороге Белгород-Курск на Прохоровку. С запада это наступление должны поддерживать танковые дивизии СС «Рейх» и «Лейбштандарт Адольф Гитлер», а на востоке — 3-й танковый корпус. По этому плану все три войсковые группы должны были встретиться у Прохоровки, захваченной перед этим дивизией «Мёртвая Голова», для дальнейшего движения на Курск. 48-му танковому корпусу, находящемуся на левом фланге наступления, отводилась вспомогательная роль. Он должен был своей активностью удержать в стороне от главных событий сражения самую мощную силу русских — 1-ю танковую армию генерала Катукова.

Дивизия «Мёртвая Голова» свою задачу не выполнила. Чтобы парировать её удар через Шопино на Гостищево, командование Воронежского фронта поставило перед 96-й отб требование во что бы то ни стало во взаимодействии с 375-й стрелковой дивизией полковника П. Д. Говоруненко удержать стык между 375-й и 52-й гвардейской дивизиями 6-й гвардейской армии на рубеже Шопино—Вислое и, одновременно, стык между 6-й и 7-й гвардейскими армиями на рубеже Хохлово—Дальняя Игуменка. В течение 5-го, 6-го, 7-го и первой половины 8 июля 8 тысяч человек 375-й стрелковой дивизии полковника Говоруненко и 54 танка, шесть 75-миллиметровых орудий и восемь 88-миллиметровых миномётов 96-й отб сдерживали напор 194 танков, включая 8 Т-6 «Тигр», и 14 тысяч человек дивизии СС «Мёртвая Голова»[5]. Немцы применяли всё, что могли. Они штурмовали и бомбили с воздуха. Массировано обстреливали обороняющихся из гаубиц и шестиствольных миномётов. Пытались обойти с флангов. Русские пятились, но всегда отступали на заранее подготовленные позиции. Приходилось начинать всё сначала. Даже войти в Шопино, а до него было всего шесть км, немцам в тот момент не удалось. 8 июля, окончательно поняв, что здесь не прорваться, дивизию «Мёртвая Голова» перевели на левых фланг наступления, заменив её 168-й пехотной дивизией. В эсэсовской дивизии после трёхдневного боя осталось чуть более 8 тысяч, 107 танков и самоходок, включая один (!) Т-6 «Тигр»[6]. В то время как 375-я дивизия потеряла тысячу человек, а 96-я ОТБр — ни одного танка и 57 человек раненых[5]. Конечно, этот эпизод ушёл в тень на фоне героической гибели соседа слева, 52-й гвардейской дивизии полковника Некрасова И. М., почти полностью полегшей под гусеницами 2-х эсэсовских дивизий в первые же часы сражения. Действия комбрига были высоко оценены независимыми исследователями[7]. По сути это был срыв плана Манштейна-Гота, так как сражение превращалось в лобовое столкновение-бойню противников по принципу «стенка на стенку», что, собственно, и желало советское командование.

С 8 по 11 июля 96-я отб, под командой своего комбрига, будучи единственным танковым соединением на этом участке фронта, сдерживала напор 3-го танкового корпуса немцев в районе населённых пунктов Дальняя Игуменка, Хохлово, Киселёво и Сабынино — деревень на восточном берегу р. Северский Донец к северу от Белгорода. Затем прикрывала отход советских частей на западный берег, а по окончании его, в ночь на 12 июля совершила смелый по замыслу и дерзко исполненный ночной рейд по немецким тылам[8]. У Ржавца, подбив девять танков (передовая группа майора Ф. Бека), бригада заняла назначенную ей командованием оборону у сёл Александровка и Свиридово.

 
7 мая 1945 года в Берлине у купола рейхстага, генерал Лебедев в центре группы.

С 15 июля по 31 октября 1943 года В. Г. Лебедев — заместитель командира 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии, 23 октября переформированного в 11-й гвардейский. С 1 ноября 1943 В. Г. Лебедев командовал 54-й гвардейской танковой бригадой 7-го танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии в боях за Киев и правобережную Украину (см. карту — Битва за Днепр (недоступная ссылка)). В ночь с 4 на 5 ноября 1943 года вместе с бригадой участвовал в ночной «психической» атаке на Святошино с зажжёнными фарами и под вой сирен[9], в результате которой немцы стали спешно покидать Киев. В ночь с 5 на 6 ноября совершил прорыв к Василькову и днём 6 ноября освободил его[10]. После тяжёлого ранения, полученного в боях за Житомир (потеря глаза), до окончания войны командовал 4-й автомобильной бригадой, обеспечивая наступающие войска 1-го Белорусского фронта вооружением и боеприпасами.

В послевоенные годы

После войны заведовал военной кафедрой в Московском автомеханическом институте и там же читал лекции по электротехнике.

В 1972 году в знак протеста против проводимой в тот момент внутренней политики добровольно вышел из КПСС[11].

Научная деятельность

После выхода на пенсию в 1953 года активно занялся изучением своего родного края — Серпуховского и Лопасненского районов Московской области. По результатам своих экскурсий и походов оставил записки, посвящённые русской народной мудрости. В частности, в них он опровергал мнение, что русская народная мудрость — простая совокупность разрозненных, не связанных между собой выражений, рождённых по тому и иному случаю, но считал её за целостное мировоззрение. Подобное учению о Дао в Китае и Ведам в Индии, оно обладает необходимой для этого широтой и детальностью.

По его мнению[12], русский народ принёс своё видение окружающего мира и происходящих в нём перемен из глубокой древности. Это видение можно сформулировать пространной фразой составленной из широко известных пословиц: «Не в силе бог, а в правде» (изречение по традиции приписывается князю Александру Ярославичу Невскому), так как

  • «Ничто не проходит бесследно, всегда что-то остаётся» (будем называть данное суждение первым правилом русской народной мудрости;
  • «Всё идёт своим чередом, каждой вещи своё место, каждому овощу своё время» (второе правило);
  • «Всё, что имеет начало, имеет и конец; сколько верёвочке не виться, кончику быть» (третье правило);
  • «Всё возвращается на круги свои; сколько и как прибудет, столько и так убудет, свято место пусто не бывает, и на каждую силу найдётся ещё большая сила» (четвёртое правило).

Награды

  • Орден Красного Знамени № 9802, Указ ВС СССР от 15.01.1940 г. Награда получена за прорыв линии Маннергейма.
  • Орден Суворова II степени № 45, Указ ВС СССР от 08.02.1943 г. Награда получена за бои под п. Кантемировка.
  • Орден Суворова II степени № 529, Указ ВС СССР от 10.01.1944 г. Награда получена за освобождение г. Житомир 11 ноября 1945 г.
  • Орден Красного Знамени № 11459, Указ ВС СССР от 03.11.1944 г. Награда получена за успешное выполнение задания командования 1-м Белорусским фронтом по обеспечению войск при подготовке наступления с Сандомирского плацдарма.
  • Орден Ленина № 33361, Указ ВС СССР от 21.02.1945 г. Награда получена за освобождение Польши.
  • Орден Красного Знамени № неизвестен, Указ ВС СССР от 20.06.1949 г. Награда получена за бои на Курской Дуге в июле 1943 года по вновь выяснившимся обстоятельствам.

См. также

Примечания

  1. Журнал боевых действий 38-й армии. ЦАМО, оп. 9005, д.107, л. 27,28, 28-о
  2. История ВОВ. Т.3 с. 108
  3. Лопуховский Л., 2005.
  4. Замулин В. Н., 2006.
  5. 5,0 5,1 Журнал боевых действий 96-й ОТБр, ЦАМО, оп. 3191, д.1, л. 28-30
  6. ЦАМО, ф. 6 гв. а, оп. 5113. д. 235. л.2
  7. Д. Гланц, с. 117
  8. Замулин В. Н., 2006, с. 312.
  9. ЦАМО, ф. 3406, оп.1 д. 81, л. 1-5
  10. Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941—1945. — М., 1985.
  11. Лебедев Н. В., Лебедев В. Г., 2011, с. 7.
  12. Лебедев Н. В., Лебедев В. Г., 2011, с. 318, 333.

Литература

  1. Хомяков И. История 24-й танковой дивизии РККА. — СПб.: BODlib, 2006.
  2. История Великой Отечественной войны 1941—1945. в 6-ти томах. — М. 1963—1965
  3. Битва под Курском. От обороны к наступлению. — М.: АСТ, 2006.
  4. Замулин В. Н. Прохоровка — неизвестное сражение великой войны. — М.: АСТ, 2006.
  5. Лопуховский Л. Прохоровка. Без грифа секретности. — М.: Эксмо Яуза, 2005.
  6. Гланц Д., Хауз Д. Курская битва. Поворотный пункт Второй мировой войны. — М.: Астрель АСТ, 2007.
  7. Битва за Днепр. 1943 г. — М.: АСТ, 2007.
  8. Лебедев Н. В. Этих дней не смолкнет слава // газ. «Дуэль» № 29 за 2008.
  9. Лебедев Н. В., Лебедев В. Г. Судьбы гвардии. — М.: Издательство Рунета, 2011.